Анкета_Готовность ребёнка к детскому сада.pdf
7 дней - 7 рекомендаций по успешной адаптации к детскому саду
Психологическая коммуникация..pdf
Tехники, чтобы «насытить» ребёнка вашим вниманием.pdf
Игры на песке как ландшафт Души ребёнка .pdf
Это нужно знать педагогам и родителям!
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия, предполагающее формирование представлений о внешних свойствах предметов и моторной сферы. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являясь результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
|
Что такое сенсорное развитие детей? Это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. |
Важно ли развитие восприятия и ощущений для умственного развития детей?
С чувственного восприятия начинается познание мира. Мышление основывается на образах восприятия и их переработки. Это фундамент умственного развития детей. Сейчас дети часто используют мультимедийные средства и недостаточно получают сенсорного опыта. Поэтому свойства и качества предметов познаны детьми недостаточно, и это не дает возможности применять знания в повседневой деятельности. Неразвитость органов чувств негативно влияет на умственное развитие.
|
Как сенсорное развитие влияет на подготовку детей к школе? Сенсорное развитие – база для подготовки детей к школе. Готовность детей к школе определяется его сенсорным развитием. Исследование показывает, что если у ребенка есть трудности с формированием восприятия, то будут проблемы с зрительно-моторной координацией. У такого ребенка, возможно, возникнут сложности с письмом. У детей, графически неподготовленных к письму, недостаточно развита кисть руки (мелкая моторика). Развитие мелкой моторики влияет на формирование речи и готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что во многом определяет степень готовности ребенка к школе |
Какие задачи решаются в ходе сенсорного развития?
• Обогащение сенсорного опыта. Знакомство с качеством и свойствами предметов, с цветом и формой. Это способствует развитию сенсорных эталонов, формирует умение находить различия между предметами.
• Развитие тактильной чувствительности, поисковых исследовательских действий. |
Проверьте знания ваших детей С помощью приведенных ниже вопросов ребенок сможет осознать, какие органы чувств развиты у человека и как происходит взаимодействие с миром. • Как ты думаешь, для чего человеку нужны глаза? • Что человек узнает с помощью слуха? • Как мы воспринимаем запахи и вкус? • У кого обоняние развито тоньше: у человека или животных? • Для чего человеку нужна пища? Что с ней происходит, когда она попадает в рот? • Что ты можешь узнать, если рукой прикоснешься ко льду? |
Анкета для родителей. Вопросы анкеты:
1. Умеет ли ребенок определять на вкус сладкие и соленые, кислые и горькие блюда? Жидкие и твердые, сырые и вареные продукты?
2. Передает ли ребенок собственными словами свои ощущения от вида и вкуса пищи?
3. Быстро или медленно ест ваш ребенок?
4. Боится ли есть (пробовать) незнакомые блюда?
5. Приучаете ли вы ребенка к здоровому образу жизни и правильному выбору пищи? Какие продукты предпочитает ребенок: полезные или вредные?
6. Хочет ли он есть только вкусную, с его точки зрения, еду?
7. Знакомите ли вы ребенка с национальной кухней и кулинарией других стран?
8. Учитываете ли вы в приготовлении блюд для ребенка биохимический состав продуктов? Достаточное ли количество воды пьет ребенок?
Развиваем слуховое восприятие
2. Звукоподражание. Загляни в домик с закрытыми ставнями, в окнах которого нарисованы звери или птицы. Как могут поздороваться эти животные?
К нам залетели две птички. (Педагог стучит молоточком по металлофону.) Угадай, какая птичка поет – большая или маленькая.
3. Угадай звук. Назови звуки, которые ты слышишь в окружающем мире. Кто их издает? Прислушайся, что звучит на улице, в соседней комнате, этажом выше, справа… и т. д.
4. Сравни звуки по длительности и громкости. Детям раздаются дорожки разной длины. Взрослый с помощью дудочки издает звуки разной длины. Задача детей – найти дорожку, соответствующую продолжительности звука.
Детям предлагается прослушать звуки, разные по громкости. Задача – прыгать, бегать, если звук громкий; ходить на носочках – если тихий.
5. «Оркестр». Детям предлагается выбрать музыкальные инструменты: маракасы, колокольчики, бубны, треугольники. Часть детей – оркестр, остальные – слушатели. Задача слушателей – определить по звуку, какие инструменты звучали.
Можно использовать самодельные музыкальные инструменты из подручного материала, например из стаканчиков, металлических крышек, связки пуговиц, ключей и т. п.
6. «Свистульки и колокольчики». Придумать сказку, в которой герои спасаются при помощи звучания инструментов. Приведем пример.
Игрушки* шли по лесу и неожиданно упали в глубокую яму, из которой было трудно выбраться. Их спасло то, что у них были с собой свистульки и колокольчики. На звук колокольчиков прибежали пастухи, которые подумали, что это заблудились их овцы, и игрушки были спасены. Или… Колдунья заколдовала детей, и они оказались в башне. К счастью, звук свирели, которая оказалась у мальчика, помог им: эта мелодия понравилась принцессе, и она приказала узнать, откуда доносятся эти звуки. Так дети спаслись.
|
«Уложи игрушку спать» – конкурс колыбельных песен.
Озвучивание сказки. Во время чтения подражать звукам: лаять, кукарекать, изображать стук копыт и рычание дракона.
|
8. «Определи звуки речи». Детям предлагается послушать аудиозапись с разными звуками. Задача – хлопать в ладоши, когда среди звуков появятся звуки речи.
9. «Пропой свое имя». Задача – одновременно играть колокольчиком и пропевать свое имя.
10. «Угадай, кто позвал». Один из детей встает спиной к остальным участникам. Дети, на которых укажет ведущий, называют водящего по имени. Можно изменять голос.
11. «Послушаем тишину». Инструкция: «Представьте, что вы оказались в осеннем лесу, деревья стоят без листьев, с голыми ветками, тишина. Опишите то, что вы представили...»
12. «Что это такое?». Водящий закрывает глаза. Остальные дети по очереди издают разные звуки (хлопают в ладоши, топают ногами, шуршат бумагой, щелкают пальцами и т. п.). Задача водящего – определить звук.
13. «Загадочные звуки». Детям предлагается придумать и произнесите необычные звуки.
Развиваем моторику
1. Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок. Шнуровка. Нанизывание бусинок на нитку.
2. Игры с пуговицами. Задания:
- найди одинаковые пуговицы;
- найди самую большую и самую маленькую пуговицу;
- положи отдельно пуговицы с ножками и пуговицы с дырочками (как вариант – отдельно с двумя и четырьмя дырочками);
- выложи из пуговиц по контуру геометрические фигуры и узоры;
- разложи пуговицы на группы по цвету и размеру.
3. Игры с крупой. Задания:
- отыщи мелкие предметы в крупе (например, в пшенной отыскать фасоль или мелкие игрушки);
- переложи крупу ложкой из одной миски в другую;
- нарисуй крупой (например, рисование манкой на ярком подносе заданного образа).
4. Игры с пластилином. Виды:
- катание колбасок и разрезание ножницами;
- выкладывание рисунков из пластилина (например, железной дороги);
- создание оттисков разными предметами (ключами, крышками разной формы и проч.);
- вставка в размазанный пластилин различных предметов (бусинок, палочек, пуговиц), составление картин различной тематики.
Развиваем зрительное восприятие
|
1. «Солнечные зайчики». Дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков. Можно предложить им пофантазировать, на кого похожи солнечные зайчики, что делают. Игру можно предварить стихотворением-загадкой К.И. Чуковского:
Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Пойдите приведите четырнадцать коней,
Пойдите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не смогли.
Процесс игры можно сопроводить чтением потешки:
Солнечные зайчики, солнечные зайчики
Скачут по стене.
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.
3. «Подаем сигналы фонариком». Детям предлагается придумать собственную «азбуку» для использования ее во время игр. Например, один сигнал фонариком означает «построиться по росту», два – «построиться по цвету волос» и т. п.
4. «Найди предмет». Задача – найти вокруг предметы, одинаковые по форме (величине, цвету и т. д.).
Кроме перечисленных, для развития зрительного восприятия можно использовать игры с теневым театром, жмурки, упражнения с различным оптическим оборудованием (лупой, биноклем, подзорной трубой). Также важно научить ребенка выполнять гимнастику для глаз.
Развиваем обонятельные и вкусовые ощущения
1. Придумать меню для праздника, рецепт необычного блюда.
2. Придумать сказку про нелюбимые продукты.
3. С закрытыми глазами попробовать различные продукты и назвать их (то же самое с запахами).
4. Назвать хорошие и нехорошие запахи.
5. Создать сухие духи: собрать лепестки цветов и поместить в мешочек.
6. Придумать, чем пахнет пекарь, аптекарь (фармацевт)?
7. Создать автопортрет из картинок с изображением различных фруктов и ягод.
8. Заказать пиццу по телефону – подумать, с какими продуктами, какого размера.
Использование стихотворных форм для сенсомоторного развития
1. «Изобрази кошку». Ребенку предлагается послушать стихотворение и, представив себя кошкой, изобразить ее действия, подумать о том, что она может чувствовать.
Несчастная кошка порезала лапу –
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге –
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит. (Д. Хармс)
2. «Новогодняя фантазия». Ребенку предлагается прочесть двустишие:
Носами Дед Мороз жонглирует!
Ногами лошадь аплодирует... (С. Белорусец)
и нарисовать свои варианты на эту тему – придумать Деду Морозу разные носы («картошкой», «пуговкой», «пяточком», «крючком», «морковкой»). Кроме того, можно предложить поаплодировать ногами.
3. «Я в движении». После прочтения двустишия
Я в движение мир этот не привожу.
Я в нем просто лежу, и сижу, и хожу… (Л. Миллер)
ребенку предлагается продолжить список действий, показывая каждое из названных.
4. «Придумай продолжение». Ребенку предлагается придумать продолжение считалки для игры:
Нос один и голова.
Уха два и глаза два…
Это интересно
1. Почему маленькие дети все время тянут предметы в рот? Оказывается, рецепторы кожи располагаются на всем теле человека, но больше всего их на языке, губах и кончиках пальцев. Таким образом, дети познают предметы, пытаясь понять, с чем имеют дело.
2. Могут ли обычные люди чувствовать и распознавать миллионы запахов, или это доступно только дегустаторам? На самом деле, даже не обученные искусству распознавать запахи люди способны различать огромное количество запахов. Обоняние может спасти человеку жизнь. Например, запах дыма служит сигналом о пожаре.
3. Существует четыре вида вкусовых рецепторов, и каждый из них определяет различный вкус. Рецепторы на передней части языка помогают почувствовать сладкий вкус продуктов. По бокам – кислый. На задней части языка рецепторы распознают горький вкус. А в центре – фиксируют соленый вкус. Мир стал бы беднее, если все продукты вдруг обрели одинаковый вкус.
4. Ребенок начинает ощущать запахи уже в утробе матери. Память на запахи – наиболее древний вид памяти. 5. Распознавание запахов – своеобразная аэробика для ума. Мозг тренируется: образуются новые нейронные связи, тем самым улучшается качество восприятия мира.
6. Если у ребенка насморк, он не может чувствовать запахи и аппетит снижается. Ребенок ощущает вкус пищи лишь на 20%.
7. Формирование умений узнавать и называть цвета активно происходит от 2 до 7 лет. 8. До 90 процентов информации поступает к человеку путем зрительного восприятия. Далее в убывающем порядке следуют слух, различные виды осязания (тактильная, болевая, температурная и мышечная чувствительность), обоняние и вкус.
|
9 книг по детской психологии.pdf
Адаптация ребенка к детскому саду
Памятка для родителей по развитию речи
Достижения дошкольного возраста
Однако правила как социального взаимодействия, так и действия с предметами не лежат на поверхности: они являются скрытыми. Это ясно видно в тех случаях, когда человеку не удается «вычитать» нормы, предъявляемые ситуацией или предметом. Он действует наивно, примитивно: ребенок до года ложкой стучит, а если пытается есть, то проливает содержимое; некомпетентный взрослый использует только ничтожную долю функций компьютера, зачастую не предполагая о его реальных возможностях.
Это означает, что нормы, правила носят неявный характер: их надо учиться обнаруживать, чтобы адекватно действовать в разных ситуациях, уметь понимать правила, выражать свое отношение к ним, управлять своим поведением, и если есть необходимость, создавать новые ситуации. Перед ребенком все время стоит задача не просто увидеть тот или иной объект, а распознать его как предмет человеческой культуры. Это означает, понять правила, которые приняты в обществе по отношению к этому объекту. Если ребенок действует по установленным нормам, его взаимодействие становиться предсказуемым, стабильным. Иначе взаимодействие нарушается, возникают конфликтные ситуации.
В этом и состоит общая задача, которая решается на каждом возрастном этапе: ребенок учиться обнаруживать те правила, которые определяют поведение человека. Для того чтобы, придя в школу, он сумел справиться с решением сложнейших задач (таких как поведение в новой системе норм, математические и орфографические задачи). Ребенок еще в дошкольном детстве, должен получить опыт поиска и обнаружения правил действия в ситуациях разных типов, а также опыт создания правил — опыт творчества.
Заходите на наш сайт и вы узнаете:
1. В чем заключается развитие познавательных способностей?
2. Что такое регуляторные способности?
3. Какое значение имеет игра для подготовки к школе?
4. В чем выражается произвольность ребенка дошкольника?
5.Как проявляется неразвитая произвольность?
6 Что такое коммуникативные способности?
7. Развивающая среда у вас дома.
8 Каким образом взрослые могут способствовать развитию дошкольника.
9. Как развивать детские способности.
10. Как узнать готов ли ваш ребёнок к школе.
Развивающая образовательная среда дома
для детей дошкольного возраста.
(советы для родителей)
познавал окружающий мир во всём его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых? Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство дома. Но у него должно быть и своё пространство оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Очень важно организовать «детское» зеркало,важно потому, что дети любят свое отражение им интересно рассматривать себя. Мы рекомендуем дать им такую возможность. В идеале детское зеркало помещается в прихожей: уходя из дома, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, рассматривает себя вновь и меняет что-то в своей внешности. При таких условиях у ребёнка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида, навыки самостоятельности.
Рекомендуем: произведения одного или нескольких авторов; портретную живопись; разного рода орнаменты; образцы народно-прикладного искусства. Подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
- 372 просмотра